4 вопроса о банковской реформе

25.04.2017

Госдума в первом чтении приняла законопроект о разделении банковских лицензий на базовые и универсальные. Эксперты скептически относятся к предстоящей реформе, однако отмечают, что окончательные выводы делать пока преждевременно.

safe-.jpg


1. В чем суть реформы?

В случае принятия законопроекта российские банки разделят на две категории — с базовой лицензией и универсальной. Данное правило должно вступить в силу с 1 января 2019 года. Базовую лицензию получат банки с капиталом до 1 млрд руб., на универсальную будут претендовать финорганизации с капиталом от 1 млрд руб. и выше. Для «базовых» банков упростят набор обязательных требований со стороны Центробанка. Но в то же время их права ограничат. Например, на сегодня уже известно, что «базовые» банки не смогут открывать корреспондентские счета за рубежом и вести работу с высокорисковыми ценными бумагами. Однако «базовая» лицензия предполагает и значительное ослабление требований финрегулятора.

Ожидается, что деятельность «базовых» банков сосредоточится на кредитовании малого и среднего бизнеса в регионах.

Порядка 150 банков являются очевидными кандидатами на получение базовых лицензий.

По словам Александра Артемьева, заместителя генерального директора Berkshire Advisory Group, на сегодня более 260 из существующих 606 российских банков имеют капитал ниже 1 млрд руб., что составляет порог отсечения. «Однако среди них порядка 100–120 имеют капитал, достаточно близкий к 1 млрд руб., чтобы при желании за оставшиеся 8 месяцев нарастить капитал и попасть в категорию универсальных. Таким образом, порядка 150 банков являются очевидными кандидатами на получение базовых лицензий».

Стремление кредитных организаций сохранить все банковские привилегии и попасть в список универсальных отмечает и Денис Иконников, аналитик QBF.

«Если бы закон о разделении банков был принят в настоящее время, то банковский сектор РФ поделился бы примерно поровну — на банки с базовой и банки с универсальной лицензиями. С одной стороны, риски для банков с базовой лицензией снизятся. С другой — в данном шаге ЦБ РФ прослеживается дальнейшая зачистка банковского сектора. У людей может сложиться мнение, что банки с базовой лицензией — это „недобанки“, что снизит их привлекательность. На фоне принятия закона некоторые банки постараются нарастить необходимый уровень капитала, чтобы получить универсальную лицензию. Можно ожидать, что банков с универсальной лицензией будет больше, чем банков с базовой лицензией».
О том, что значительная часть банков будет стремиться в раздел универсальных, свидетельствует и недавнее предложение первого исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева отсрочить переход к многоуровневой банковской системе до 1 января 2020 года. Как сообщил Мурычев СМИ, многие банки не успеют подготовиться к данной реформе.

2. Для чего нужны преобразования?

От предстоящей реформы эксперты не ждут серьезных изменений на рынке, поскольку нововведение не решит основной на сегодня проблемы, т. е. не повысит прозрачность банковской системы.

«Реформа никак не скажется на количестве отзывов лицензий, поскольку почти никак не влияет на причины, из-за которых эти отзывы происходят, — отмечает Михаил Сахин, председатель правления Геобанка. — Ведь большая часть отзывов происходит либо из-за вовлеченности банка в сомнительные операции, либо из-за потери капитала вследствие размещения средств клиентов в низкокачественные активы. Ни ту, ни другую проблему реформа не решает».

Юлиан Лазовский, заместитель председателя совета директоров «Города Денег», полагает, что после вступления закона в силу количество отзывов лицензий если и снизится, то только на первом этапе, пока предбанкротные банки будут искать новые схемы вывода активов. «Однако такие схемы обязательно будут найдены, а ситуация с отсутствием на рынке места для небольших региональных банков никак принципиально не изменится, а значит, их банкротства продолжатся».

По мнению Бориса Федосимова, адвоката Московской городской арбитражной и налоговой коллегии Адвокатов «Люди Дела», политика ЦБ сводится к уменьшению банков до 100, а еще лучше до 50–30 четко контролируемых банков. Поэтому данная инициатива только разделит бизнес на контролируемый на федеральном и региональном уровнях.

3. Кому пригодятся базовые банки?

На минувшей неделе зампред ЦБ Василий Поздышев заявил, что базовые банки не будут ограничены в кредитовании крупного бизнеса. Но максимальный размер риска на одного или группу связанных заемщиков для банка с базовой лицензией не должен будет превышать 20% капитала. Сможет ли капитал базовых банков позволить серьезное количество крупных корпоративных клиентов, — большой вопрос. Кроме того, и без реформы сегодня банки с небольшим капиталом, отмечают эксперты, не могут полноценно обслуживать крупный бизнес. Первоочередные причины — нормативные ограничения и финансовые возможности. Для мелких игроков банковского рынка, уточняет Михаил Сахин, реформа не предусматривает дополнительных возможностей.

Базовые банки, в первую очередь, будут интересны региональному малому и среднему бизнесу (именно на этом настаивает и регулятор).

«Банки, которые имеют базовую лицензию, будут работать сугубо на региональном уровне, — отмечает Борис Федосимов. — Это некоторый „откуп“ регионам, чтобы позволить местным властям проводить отчасти независимую финансовую политику от федеральных властей. И даже при этом такие „местечковые“, региональные банки будут только в нескольких значимых субъектах РФ: например, Республика Башкортоста́н или Чеченская Республика».

В сферу услуг базовых банков войдут размещение привлеченных и собственных денежных средства валютным резидентам РФ, кредитование малых и средних предприятий, операции с ограниченным перечнем ценных бумаг, размещение драгметаллов, выдача гарантий и поручительств лишь ограниченному кругу лиц, совершение лизинговых операций с ограниченным кругом контрагентов. Базовые банки не смогут открывать иностранные подразделения.

Кто залатает банковские «дыры»

Кроме того, предупреждают эксперты, учитывая высокую стоимость фондирования базовых банков, кредиты малому бизнесу они смогут выдавать под более высокие ставки, нежели универсальные. В этом случае базовые кредитные организации могут быть интересны лишь тем клиентам, которые не интересны крупным банкам.

У базовых банков может появиться неоспоримое преимущество перед универсалами. До конца апреля в Госдуму может быть внесен законопроект, предусматривающий страхование депозитов малого и среднего бизнеса именно базовыми банками. Подобное решение, разумеется, повысит лояльность к таким кредитным организациям предпринимателям. Однако глава ЦБ Эльвира Набиуллина назвала данное предложение «стратегически верным направлением, но преждевременным».

«Несмотря на видимую незначительность ограничений, шансы на выживание у банков с базовой лицензией малы, — считает Юлиан Лазовский. — Сам факт перевода на такой тип лицензии уже говорит о слабости банка, а ограничение возможностей на конкурентном рынке только ухудшит его позиции. Возможно, такие банки могли бы переориентироваться на другие сегменты, но сегодня у них нет для этого ни средств, ни времени».


4. Станет ли лучше?

Окончательно говорить о том, чего в итоге ожидать от банковской реформы, преждевременно, считают эксперты. Пока закон принят в первом чтении, и многое может поменяться. Однако уже очевидно: кардинальных изменений он не принесет.

Уже сегодня ТОП-50 российских банков сосредоточили 90% банковского бизнеса.

Александр Артемьев напоминает, что изначально банкирам обещали схему по разделению на региональные и универсальные банки, и пока не очень понятно, какие ограничения функций будут в новой «конструкции» рынка.

«Действия регулятора, направленные на жесткое сегментирование рынка по виду лицензий, могут привести к оттоку части корпоративных клиентов из большинства региональных банков, которые получат базовую лицензию, в крупные банки с универсальной лицензией. В первую очередь тех клиентов, которые имеют дело с валютными и трансграничными операциями, а также тех, которые имеют отношение к государственным бюджетным средствам. Это, в свою очередь приведет к ухудшению финансовых показателей региональных банков и чисто технически, а не за счет конкуренции, увеличит преимущества крупных игроков. И это при том, что уже сегодня ТОП-50 российских банков сосредоточили 90% банковского бизнеса».

С пессимизмом к реформе относится и Борис Федосимов, отмечая, что она направлена «исключительно на нивелирование недовольства некоторых субъектов РФ, но в действительности не несет оздоровления финансового рынка России».

Пока эксперты практической пользы от предстоящей реформы ждать не советуют ни клиентам, ни банкам, поскольку планируемые изменения направлены лишь на формальное перераспределение как самих кредитных организаций, так и непосредственно российского банковского капитала.


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Существует потребность в регулярной проверке качества работы сотрудников

Существует потребность в регулярной проверке качества работы сотрудников

Подробнее показать все »

Проекты

2011

Система контроля качества REDERPOLL для "Международного Банка Азербаджана"

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 22.03.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

Информационная рассылка Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года

Изменение действующего законодательства, полезные статьи для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года.

Подробнее показать все »