ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ КРЫМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РФ 

09.07.2015

крым

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современных условиях практически ни одна страна мира не может эффективно развиваться, не взаимодействуя с другими государствами. Страны объединяются исходя из своих политических, экономических, геополитических или геоэкономических интересов. Для реализации этих интересов создаются различные интеграционные группировки. В мире насчитывается более 50 многосторонних экономических интеграционных объединений.

Теория этапов интеграционного взаимодействия отражает только одну сторону интеграционного сотрудничества стран – степень либерализации и гармонизации законодательства, т.е. уровень «свободы» экономического взаимодействия, который выражается, как правило, в снятии барьеров и ограничений. Переход от одного этапа интеграции к другому предполагает дальнейшую либерализацию экономического сотрудничества на основе результатов, достигнутых на предыдущем этапе. Зона свободной торговли обеспечивает свободное движение товаров отечественного производства между странами-участницами, таможенный союз нацелен на свободное движение всех товаров, как отечественных, так и иностранных. Общий рынок предполагает свободу движения не только товаров, но и услуг, капиталов и рабочей силы. Экономический и валютный союзы функционируют на основе проведения согласованной экономической политики, гармонизации работы финансовых систем и введения единой валюты.
Однако обеспечение определённой степени либерализации и гармонизации законодательства – это не самоцель, а средство для достижения целей интеграционного сотрудничества.
Цель исследования. Рассмотреть условия, предпосылки и специфику вхождения Крыма в экономическое пространство РФ, а так же ее проблемы, связанные с интеграцией.
Задачи, которые необходимо решить в ходе исследования:
  1. Определить сущность и значение интеграционных процессов.
  2. Рассмотреть этапы и уровни интеграционных процессов.
  3. Выявить особенности возвращения Крыма в состав России.
  4. Определить проблемы интеграции Крыма в экономическое пространство РФ.
Объект исследования – интеграция Крыма в экономическое пространство РФ.
Предмет исследования - процессы адаптации Крыма в экономическом пространстве РФ.
Методология анализа построена на принципе от частного к общему, т.е. основана на анализе экономических предпосылок выбора секторов и отраслей интеграционного взаимодействия в конкретных интеграционных объединениях и последующего формирования общих подходов к выработке стратегий интеграционного сотрудничества.

2. МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Сущность и значение интеграционных процессов

В условиях изменения политической структуры мира и перехода от биполярного мира к деполяризации и многополярности возрастает роль региональных союзов, так или иначе тяготеющих к формирующимся «полюсам» или «центрам силы» и оказывающих влияние на тенденции мирового экономического развития. Современная экономическая ситуация характеризуется неопределенностью перспектив мирового экономического роста на фоне перемещения центра мировой экономической активности с Запада на Восток, из Америки и Европы в Азию, из развитых регионов в развивающиеся. Соответственно растет экономический потенциал и влияние крупных развивающихся экономик и региональных интеграционных союзов с их участием.
Так, доктор экономических наук Шишков Ю. В. полагает, что самым высоким этапом интернационализации, при которой происходит «объединение национальных рынков услуг, а так же рабочей силы, товаров и капиталов».
В. Молле - известный голландский экономист, под экономической интеграцией определяет «поэтапную ликвидацию экономических препятствий между странами, в последствие чего хозяйства данных государств активизируются функционируют, как единое целое».
На теории федерализма базируются политологи, когда говорится об интеграции. Как утверждает В. Г. Барановский: «Политическая интеграция возникает между государствами, которые формируют целостный комплекс на уровне их политических систем».
Многие отечественные и зарубежные исследователи вводят такие термины, как «регионализация» и «регионализм». Считается, что регионализация происходит по принципу «взаимного притяжения», а факторами, обуславливающими это притяжение, являются: Б. Хеттне была разработана концепция «региональности», в которой сформулированы основные признаки, по которым можно определить, могут ли регионы считаться субъектами международных отношений:
  • географическая граница, природно-ресурсные и экологические характеристики;
  • социальная система, выходящая за пределы региона и представляющая собой региональное сообщество безопасности;
  • развитое институциональное сотрудничество в экономической, политической и культурной сферах;
  • общие морально-политические и культурные ценности;
  • способность региона выступать в качестве субъекта, обладающего четкой идентичностью, легитимностью и структурой для принятия стратегии развития и общих решений.
А. Д. Воскресенский под регионализацией понимает «формирование экономических связей в регионе на основе географической расположенности государств», а под регионализмом – «формирование экономических сообществ близко расположенных государств посредством торговых соглашений преференциального типа». Регионализм предполагает зависимость стран друг от друга и транснационализацию хозяйственных субъектов, ограниченных, однако, рамками региона.
Наиболее интересной представляется концепция доктора экономических наук О. Буториной, которая придерживается термина «региональная интеграция» и рассматривает ее как «модель сознательного и активного участия группы стран в процессах стратификации мира, обусловленных глобализацией». В данном случае, стратификация понимается, как различия, неравенство в уровне и качестве экономического, духовного, социального, политического, научного, военного, технического и технологического развития и потенциальных возможностей регионов. Итак, на основании признаков региональной интеграции, данных О. Буториной, можно предположить, что основной целью региональной интеграции стран, вовлеченных в данный процесс, является желание попасть в лучшую, более успешную страту, чего невозможно достичь в одиночку, т.е. этот процесс предусматривает сознательное участие в нем той или иной страны.
        Модель глобализации, сформированная индустриально развитыми государствами на принципах неолиберализма, в условиях кризиса оказалась неустойчивой и недостаточно гибкой для сохранения динамики развития. Индустриально развитые страны фактически использовали все экономические выгоды односторонней глобальной интеграции, связанные с освоением региональных товарных рынков и преимуществ дешевых производственных ресурсов, что стало одной из причин глобального кризиса. Тем не менее, стоит отметить, что крупнейшие мировые рынки зародились в Северной Америки и Западной Европы, которые на сегодняшний день, продолжает играть ключевую роль в процессах регионализации, а так же в выборе стратегий интеграции на уровне региона. Наиболее эффективно интеграция осуществляется в регионах, близких к глобальным рынкам, Центральной Америке и Карибском бассейне, Северной Африке, Восточной Европе. Перспективными с точки зрения активизации региональных интеграционных процессов являются регионы, удаленные от мировых рынков, но с собственными крупными рынками - Восточная Азия, Южная Азия, Южная Америка, Южная Африка, формирующимися вокруг Индии, Китая, ЮАР, Бразилии. Сложнее всего процессы международной интеграции происходят в регионах с малыми странами, удаленными от мировых рынков. Это регионы «беднейшего миллиарда» - Восточная, Центральная, Западная Африка, острова Тихого океана и Центральная Азия. Данный экономико-географический подход может стать основой для классификации мировых интеграционных процессов, осуществляемых региональными союзами, созданными: развитыми государствами Северной Америки и Западной Европы - НАФТА и ЕС; крупнейшими развивающимися странами, «локомотивами мировой экономики» - МЕРКОСУР, АСЕАН +, БРИКС; странами с переходной экономикой - СНГ, ЕАЭС, Таможенный союз.  Результаты регионализации экономического пространства для развитых и развивающихся стран также неодинаковы. Положительными результатами региональной экономической интеграции для развитых государств являются: формирование глобальных институтов, влияющих на мировую торговлю и инвестиционные потоки, а также динамику мирового развития; формирование стимулов к экономической конкуренции; формирование моделей регионализации экономического пространства.
Процессы региональной интеграции относятся к числу ключевых, формирующих систему международных экономических отношений. Разнообразные интеграционные группировки создавались и создаются в целях обеспечения более глубоких экономических взаимоотношений между интегрирующимися экономиками. Однако результативность интеграционных процессов в регионах неодинакова в силу особенностей взаимодействия национальных экономик в рамках тех или иных моделей интеграции. Современные интеграционные процессы развиваются в рамках формальных моделей регионализации, различающихся по степени равенства или асимметрии экономических потенциалов участников интеграции. Практика интеграции на основе доминирующего участника наиболее характерна для североамериканской модели односторонней интеграции НАФТА, которая чаще всего рассматривается как классический пример формирования интеграционной структуры под воздействием американских ТНК. Основная интеграционная группировка региона является не столько примером многостороннего сотрудничества, сколько соединением двусторонних американо-канадских и американо-мексиканских отношений в рамках Зоны свободной торговли - ЗСТ без перспектив перехода к более высоким ступеням интеграционного взаимодействия. Создание Североамериканской зоны свободной торговли и тесные контакты государства и частных структур привели к резкому росту инвестиций американских корпораций в регионе. Другой особенностью региональной интеграции является поток миграции из Мексики, Канады в США.  Модель межправительственных договоров, которая предполагает существование многочисленных центров власти, связанных с конкретными территориями. Данная модель лежит в основе проектов региональной интеграции в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии - МЕРКОСУР, АСЕАН. Развитие МЕРКОСУР, в отличие от НАФТА, происходит практически в отсутствие тесных контактов государства и частного бизнеса. Субрегиональная интеграция в Латинской Америке остается на достаточно низком уровне, однако перспективы развития интеграционных процессов в регионе связаны с дальнейшим развитием форм интеграционного сотрудничества и расширением количества участников интеграционного блока. Современной особенностью АСЕАН является взаимодействие малых и средних стран ЮВА преимущественно в сфере экономики, а также реализация принципов «диалогового партнерства» с региональными и нерегиональными игроками. В настоящее время страны АСЕАН заинтересованы в сохранении особого статуса региона как промежуточного звена между полюсами роста в АТР и активно используют блокирование на групповой основе в диалоге с внешними партнерами. АСЕАН играет ключевую роль в формировании модели юго-восточного и азиатского регионализма. В планах АСЕАН переход к более сложным формам взаимодействия и сотрудничества. Присутствие этих факторов означает более высокую степень «неформального единства» региона и готовность отдельных стран к издержкам - ЕС, МЕРКОСУР vs НАФТА. На наш взгляд, ценность опыта мировой интеграции заключается в выявлении зависимости результатов интеграции от влияния тех или иных перечисленных выше факторов и констатации ведущей роли региональных союзов на этапе формирования новой системы международных экономических отношений. Как правило, международная экономическая интеграция подразумевает заключение такого акта, как таможенный союз, который дает возможность свободно провозить через границы сотрудничающих государств товары и рабочую силу. Именно поэтому чаще всего подобные соглашения заключаются между странами-соседями, т.к. в противном случае придется дополнительно оплачивать стоимость перевозки товаров через территорию другого государства.
Стоит отметить, что подобный таможенный союз предполагает взаимную конвертируемость валют тех стран, которые его подписали. В качестве валюты расчета может быть выбрана одна денежная единица, или же валюты всех участников будут сведены к единому курсу (что сделать куда сложнее). Несмотря на то, что международная экономическая интеграция – это союз, в котором под каким-то общим знаменателем объединяются различные государства, каждый его участник сохраняет всю свою самобытность. У каждой страны остается ее собственная валюта, язык, законы и экономические планы развития. Ввоз и вывоз товаров и рабочей силы может осуществляться только по правилам договора, с учетом всех налогов и тарифов, которые там прописаны. Для того чтобы стало понятнее, по каким именно схемам в наши дни страны формируют договорные отношения и ведут политические дела. Зона преференции – союз между странами, которые снизили или вовсе отменили таможенную плату между границами друг друга. Считается, что такие государства находятся просто в дружеских отношениях.
Свободная торговля – полная ликвидация всех таможенных сборов между странами-союзниками. Товары могут провозиться через границы без осмотра и контроля, словно в пределах одной державы. Таможенный союз – это международная экономическая интеграция, в ходе которой объединяющиеся страны принимают общий тариф по отношению к торговле с третьими государствами. В таких униях часто предусмотрено единое управление (как политическое, так и экономическое), единая валютная единица (только для экспортируемых товаров) и полное отсутствие границ. Общий рынок. Подобное соглашение имеет ту же основу, что и предыдущее, однако к нему еще прилагается объединение капиталов всех стран-участников. Союз на экономической основе – унификация практически всех сфер деятельности стран. В них ведется общая политика, действуют одни законы. Едиными для всех являются одна валюта, рыночная экономика и прочие аспекты. Самобытными могут оставаться только традиции отдельных народов. Ярким примером такой унии является Евросоюз. Полная международная интеграция – это полная ликвидация государственных границ на основе всего того, что было описано выше (таковым был СССР).   1.1.        Этапы и уровни интеграционных процессов Достигнутый уровень международного разделения труда получил глобальный масштаб и практически не оставил экономик, изолированных от внешнего мира. Можно выделить некоторые положительные и отрицательные последствия глобализации для мирового хозяйства. Так, к положительным можно отнести:
  • быстрое распространение знаний, достижений науки в различных областях, техники и технологий;
  • улучшение доступа к информации и знаниям, вследствие чего происходит повышение уровня образования и профессиональной подготовки людей;
  • возможность корректировки издержек производства, что приводит к снижению уровня цен конечной продукции для потребителей;
  • повышение конкуренции среди производителей и поставщиков;
  • рост уровня и качества жизни.
  • В то же время нельзя не видеть отрицательные последствия глобализации для мирового сообщества, к которым можно отнести:
  • быстрое распространение кризисов;
  • появление глобальных проблем, нивелирование национальных социокультурных особенностей и утрата идентичности; 
  • социальную нестабильность.
Помимо всеобъемлющей глобализации мирового экономического рынка, сопровождающейся сближением экономических систем, тенденцией последнего времени является международная экономическая интеграция. В условиях близкого сотрудничества с зарубежными партнерами и увеличения объема внешнеторгового товарооборота усилилась необходимость в ликвидации  торговых барьеров в целях уменьшения транзакционных издержек для использования выгод международного экономического обмена.
Таким образом, широкое развитие получили процессы создания экономических объединений, образованных на базе различных двусторонних и многосторонних соглашений, которые предусматривают либерализацию национальных рынков. Таким образом, экономическая интеграция представляет собой интернационализацию производства, торговли, капиталов и рынков труда нескольких государств-партнеров, которая сопровождается гармонизацией экономической политики стран и образованием в развитых интеграционных группировках наднациональных органов регулирования. Преимущество создания совместного экономического объединения было доказано на опыте Европейского Союза – самой развитой интеграционной группировки в мире.
Положительная динамика макроэкономических показателей стран-участниц, выравнивание экономического уровня стран и общее повышение качества свидетельствуют о том, что ЕС в своем развитии движется по правильному пути. Недавний кризис показал, что использование совместных усилий стран является наилучшим способом для преодоления его последствий, что подтвердило целесообразность и жизнеспособность подобных региональных структур. Итак, интеграционные процессы, поначалу активно развивавшиеся в Европе, постепенно стали распространяться на остальные регионы мира, поскольку положительный эффект от создания ЕС был очевиден и стал стимулом для разворачивания аналогичных процессов во всем мире. Складывание региональных экономических группировок в АТР стало отражением этой мировой тенденции.   В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд этапов (рис. 1):
 Этапы интеграционных процессов
   
                           
Рассмотрим каждый этап более подробно. Зона свободной торговли является теоретической концепцией создания торгового блока, страны-члены которого подписывают соглашение о свободной торговле (FTA), которое исключает тарифы, импортные квоты и преференции на большинство (если не все) товары и услуги, торгуемые между данными странами. Если люди могут также свободно перемещаться между странами, в дополнение к ЗСТ, то можно считать, что создается открытая граница. Это можно считать вторым этапом экономической интеграции. Страны выбирают этот вид экономической интеграции, если их экономические структуры дополняют друг друга. Если их экономические структуры являются конкурентоспособными, вполне вероятно, что для них не будет никакого стимула создавать ЗСТ, либо только выбранные товары и услуги будут фигурировать в соглашениях между подписавшими договор о ЗСТ странами.  В отличие от таможенного союза (третий этап экономической интеграции), члены зоны свободной торговли не имеют единого внешнего тарифа, то есть они имеют различные квоты и традиции, а также разную политику в отношении стран, не являющихся членами ЗСТ. Чтобы избежать уклонения от уплаты тарифов (через обратный вывоз) страны используют систему сертификации происхождения товаров чаще всего под названием «правила происхождения», где указана потребность в минимальной степени местных материальных затрат и локальных преобразований для добавления стоимости товаров. Только товары, которые отвечают этим минимальным требованиям, имеют право на особое отношение, предусмотренное положениями зоны свободной торговли. В промышленно развитой стране существует, как правило, мало, если они вообще существуют, значительных препятствий для легкого обмена товарами и услугами между частями этой страны. Например, не существует, как правило, торговых тарифов или квот на импорт; существует правило, что не должно быть никаких задержек, когда товар поступает из одной части страны в другую (кроме тех, которые накладывает расстояние); есть правило, что не должно быть никаких различий в налогообложении и регулировании. Между странами, с другой стороны, многие из этих препятствий на пути быстрого обмена товаров возникают часто. Является обычным делом установление импортных пошлин на того или иного рода товары, а уровень налога с продаж и регулирование часто зависят от страны. Целью зоны свободной торговли является сокращение барьеров на пути обмена товарами или услугами, так что торговля может расти в результате специализации, разделения труда, а главное с помощью сравнительных преимуществ. Теория сравнительных преимуществ утверждает, что на неограниченном рынке (в равновесии) каждый источник производства будет, как правило, специализироваться в той деятельности, где у него есть сравнительное (а не абсолютное) преимущество. Теория утверждает, что конечным результатом будет увеличение доходов и в конечном итоге богатства и благополучия для всех участников зоны свободной торговли. Но теория относится только к совокупности богатства и ничего не говорит о распределении богатства; на самом деле могут быть значительные проигрыши, в частности в ранее охраняемых отраслях, которые оказались в сравнительно неблагоприятном положении. В принципе, общие выгоды от торговли могут быть использованы для компенсации последствий снижения торговых барьеров в соответствующих отраслях экономики.  
Этапы экономической интеграции по всему миру:
  1. Экономический и валютный союз (например, Европейский союз).
  2. Экономический союз (например, Союзное государство России и Беларуси).
  3. Таможенный и валютный союз (например, Западноафриканский экономический и валютный союз или Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки).
  4. Общий рынок (например, Единое экономическое пространство Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана и России).
  5. Таможенный союз (например, МЕРКОСУР).
  6. Многостороннее соглашение о зоне свободной торговли (например, НАФТА или Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство и т.д.).
Каждый таможенный союз, общий рынок, экономический союз, таможенный и валютный союз и экономический и валютный союз имеют внутри себя зоны свободной торговли.
Большинство из этих многосторонних соглашений подписаны между соседними странами, но есть и исключения, такие как ВТО и Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство, которое является региональным в соответствии с некоторыми определениями, но заключено не между соседними странами.
Следующий этап - Таможенный союз. Таможенный союз в политическом плане способствовал объединению разрозненных немецких земель в одно государство, при этом ведущую роль в данном процессе играла Пруссия, которая по сути дела вовлекла других в свою таможенную систему с учетом собственных экономических интересов. В то время она сильно соперничала с Австрией, занимающей до 1866 года лидирующие позиции среди остальных немецких стран. Основным отличием рассматриваемого таможенного союза от своих современных аналогов была явная диспропорция между его участниками в пользу Пруссии, причем ее доминирующее положение было закреплено в учредительных договорах союза. Политическая сторона такой интеграции в конечном итоге перевесила экономическую, приведя данные государства к объединению в 1871 году под эгидой Берлина в Германскую империю. В связи с этим таможенный союз фактически сыграл роль инструмента для продвижения только прусских интересов.
На Африканском континенте таможенный союз появился в 1910 году, его учредителями стали находящиеся в колониальной зависимости от Великобритании Базутолэнд, Бечуаналенд, Свазиленд и Южно-Африканский Союз. Соответствующее соглашение было пересмотрено в декабре 1969 года в связи с обретением ими независимости, в результате был создан Южноафриканский таможенный союз, участниками которого сегодня являются Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд и ЮАР.
Практика создания и деятельности таможенных союзов получила свое интенсивное развитие после второй мировой войны. Образовалась биполярная система политических и экономических отношений - капиталистическая (рыночная) и социалистическая (нерыночная), что накладывало специфический отпечаток на систему международной торговли. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи стран социализма, призванный реализовать преимущества хозяйственной кооперации государств-союзников, в него вошли СССР, Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия и другие государства из социалистического лагеря. Для эффективного обмена товарами и технологиями для стран-участников создавались благоприятные условия во внешнеэкономических отношениях, в результате чего возникло сообщество стран - торговых партнеров, применявших в отношении друг друга одинаковые таможенные тарифы, правила и условия пересечения таможенной границы.
Деятельностью «Общего рынка» руководили постоянные международные органы: Совет, Ассамблея и Суд, состоявшие из представителей шести европейских государств. На правах «ассоциированных членов» (не принимавших участия в работе руководящих органов) к «Общему рынку» присоединились 22 африканские страны, которые тогда являлись колониальными владениями членов ЕЭС.
Одним из наблюдаемых трендов также является то, что высокий уровень интеграции ведет к созданию единого политико-экономического пространства. Европейский Союз является именно таким пространством где соблюдаются суверенные права стран-членов. Но, если вглядеться в историю, становится ясно, что сегодняшний уровень политического единства является результатом гармонизации отношений между странами в экономической, торговой, миграционной, социальной, законодательной и других сферах, которая длится, примерно, 50 лет. Достаточно отметить лишь то, что процесс организованности на таком уровне начался созданием в 1951 году Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
При ознакомлении с основными принципами деятельности Евросоюза становится ясно, что в организации существует четкий раздел полномочий между отдельными государствами. Несмотря на особый вес крупных стран (Германия, Великобритания, Франция, Италия), в принятии решений с уважением относятся к суверенным правам всех стран-членов. Наряду с правительствами, в интеграционных процессах принимается во внимание и поддержка интеграционных процессов и общественностью разных стран. Именно такая модель сделала Евро-интеграцию привлекательной в мире и увеличение количества стран-членов организации можно объяснить этим фактором.
Многие специалисты связывают причину нынешнего глобального кризиса в Европе именно с этим. Не случайно, что Греция, Венгрия и Прибалтийские страны обвиняют Брюссель и Германию в том, что дополнительные средства не выделяются из Европейского Инвестиционного Банка и Европейского Центрального Банка. Но, несмотря на это, Европейский Союз можно назвать интеграционной моделью, опирающейся на относительное равноправие в глобальном пространстве.
Новые масштабные интеграционные решения были приняты в рамках Европейских сообществ (ЕЭС, ЕОУС, Евроатом) в середине 80-х гг. Так, в 1985 г. европейское экономическое сообщество признало, что намеченная Римским договором 1957 г. цель создания общего рынка еще не была достигнута и что нужно принять энергичные меры для преодоления экономических трудностей и для приспосабливания к новой международной экономической ситуации. В целях преодоления массовой безработицы, низких темпов развития и падения международной конкурентоспособности вместо Римского договора был принят Единый европейский акт, который охватил все европейские сообщества (ЕЭС, ЕОУС, Евроатом). Была поставлена задача создать к 1993 г. общее для всех стран – членов европейских сообществ свободное от внутренних барьеров обширное экономическое пространство – объединенный рынок. Это должно привести к глубокой структурной ломке, перестройке экономики западноевропейского региона и устранению всех препятствий для свободного передвижения капитала, товаров и рабочей силы. Одновременно предусматривалась и возможность развития политической интеграции как условия выполнения поставленных целей. Решения стали приниматься большинством голосов, была проведена реформа бюджета, создавшая финансовые предпосылки для достижения поставленных целей.
Создание «единого рынка без границ» направлено на то, чтобы ускорить темпы экономического роста (до 3% ежегодно) и увеличить занятость. Выполнение этих задач связано и с рядом других приоритетных направлений, в деятельности европейских сообществ: проведение политики регионального развития, сотрудничество в области научных исследований и технологий, а также в сфере экономической и финансовой политики, создание в перспективе системы центральных банков и единой валюты, формирование единого «социального пространства», т.е. выравнивание норм социального и трудового законодательства, охрана окружающей среды.
Интернационализация производства и товарообмена в рамках европейских сообществ выявила новый уровень экономической взаимозависимости стран Западной Европы.
В современном мире интеграционные процессы и глобализацию, безусловно, можно считать основным трендом на глобальной и региональной плоскости. Интеграционные процессы классифицируются по регионам, уровню развития, а также по политическим, военным, экономическим, культурным, гуманитарным критериям. В мире уже не осталось регионов, которые остались бы в стороне от этих процессов. В Старом Свете можно подчеркнуть Европейский Союз, НАФТА в Северной Америке, МЕРКОСУР в Южной Америке, Лига Арабских стран в Африке и на Ближнем Востоке, Африканский Союз, а в Азии Организацию Шанхайского Сотрудничества и ASEAN.

3. ОСОБЕННОСТИ И РИСКИ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Возвращение Крыма в состав России

Прежде чем перейти к  изложению и анализу проблем обозначенной темы, очень важно подчеркнуть стремительный и даже взрывной характер исторического возвращения Крыма в состав России в  знаменитые на весь мир дни Крымской весны. Все прошло настолько стремительно и без единого выстрела, что никто тогда не думал о трудностях будущей интеграции Крыма в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации. Более того, абсолютное большинство крымчан восприняли эти события как возвращение домой. А дома, как известно, и стены помогают. Поэтому подсознательно крымчане как бы заранее готовили себя к трудностям переходного периода, понимая их временный характер. Никто из них не сомневался в возможностях российского государства, по выполнению взятых им обязательств перед жителями полуострова.

Собственно, так оно и получилось. Крымчане с пониманием и терпением переносят все трудности переходного периода, не испытывая при этом ни малейших разочарований в своем историческом выборе на Всекрымском референдуме 16 марта этого года. Это основополагающий вывод, которым нужно руководствоваться при характеристике особенностей и рисков, определяющих процесс интеграции Республики Крым в российское государственное пространство. Все они не идут ни в какое сравнение с гарантиями личной безопасности каждого крымчанина, которые твёрдо и последовательно обеспечивает Российская Федерация. Особенно на фоне трагических событий на Юго-Востоке Украины.
Лучшим доказательством к сказанному является высочайший уровень консолидации крымского сообщества вокруг имени Президента Российской Федерации. Все социологические опросы демонстрируют поддержку  Владимира Владимировича Путина на уровне не ниже 93-94 процентов опрошенных крымчан. Постоянно высокой остаётся поддержка крымчанами и Главы Республики Крым Сергея Аксёнова и Председателя Государственного Совета Владимира Константинова. Всё это также свидетельствует о высокой степени готовности подавляющего числа жителей Республики терпеливо сносить трудности переходного периода, которые не вступают в противоречие с их историческим выбором в пользу воссоединения с Россией. 

В этом плане история как бы отвела Крыму  непростую роль «спускового крючка» для окончательного запуска  глобального геополитического проекта по переформатированию послевоенного мироустройства, основы которого были заложены, как известно, 70 лет назад на Ялтинской конференции руководителей стран антигитлеровской коалиции. США и их европейские союзники по НАТО давно искали удобный повод для позиционирования России в качестве главной угрозы основам глобальной безопасности. Именно с этой целью Украине была отведена роль антирусского проекта, на внедрении и реализации которого было сосредоточено внимание Запада на протяжении практически двух последних десятилетий. Однако стремительное и бескровное возвращение Крыма в Россию серьёзно расстроило планы Запада.

Таким образом, Крым на длительное время оказался в эпицентре интересов главных геостратегических игроков, что привлекает к нему особое внимание мирового сообщества. А также накладывает особый отпечаток ответственности за положение здесь дел, как со стороны Российской Федерации в целом, так и в первую очередь со стороны руководства Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Не забывая при этом, разумеется, о мере ответственности всего российского общества и его органической части в лице крымского сообщества.

По сути дела Крым превратился в прифронтовую зону особой ответственности в столкновении геостратегических интересов Запада и России, где Украине отведена роль буфера  по недопущению их прямого военного столкновения. Во всяком случае, по состоянию на текущий момент. Уже одно это предполагает наличие для Крыма особого статуса в продвижении стратегии и темпов его интеграции в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации. Такой статус, прежде всего, предполагает соблюдение специального режима управления при осуществлении комплексного подхода  к реализации комплекса интеграционных мероприятий  переходного периода.

Естественно, что такой переходный статус кроме защитной функции крымских интересов несёт также целый ряд сопутствующих рисков при их непосредственной реализации. Большинство таких рисков является следствием инерционного влияния на психологическое состояние крымчан политико-правовой ситуации на Юго-Востоке Украины в сочетании с инфраструктурной зависимостью полуострова при разрыве сложившихся  связей с  украинским  материком. Всё-таки 23 года пребывания в составе Украины не прошли бесследно для формирования у населения полуострова определенных психологических стереотипов зависимости от украинского государства, которые проявились в навязывании автономии соответствующей этим стереотипам экономической модели в её развитии.
В ряду таких политических рисков, прежде всего, необходимо отметить неопределенность развития крымско-татарского фактора. К сожалению, на сегодня ни у федерального центра, ни у крымского руководства нет четкого понимания  путей интеграции крымских татар в политико-правовое пространство Российской Федерации.  Между тем неприятие новых исторических реалий в крымско-татарской среде не только не смягчается, но и в определённом смысле нарастает. Подтверждением чему стал фактический бойкот избирателями из числа крымских татар выборов в Государственный Совет и местные органы власти Республики, которые прошли 14 сентября текущего года. В них принял участие лишь каждый пятый крымско-татарский избиратель. Тогда как даже во время Всекрымского референдума 16 марта к избирательным урнам пришло около 30 процентов крымских татар.
Результатом подобной неопределённости стало резкое сокращение представительства крымских татар в представительных органах  власти Республики. Так, если в прошлом составе сельских, посёлковых, районных и городских Советов насчитывалось до полутора тысяч депутатов из числа крымских татар, то по итогам прошедших выборов в них представлены лишь 192 депутата представляющих интересы крымскотатарского народа. Эти цифры свидетельствуют о глубине разочарований значительной части крымских татар из-за смены своих традиционных национальных целей, выражавшихся в обретении собственной государственности в форме национально-территориальной автономии в составе слабого украинского государства. Переход Крыма в состав Российской Федерации фактически положил конец этим националистическим иллюзиям, предоставив при этом крымскотатрскому народу более реальные и широкие возможности по удовлетворению своих национальных потребностей.  

3.2. Проблемы интеграции Крыма в экономическое пространство РФ

Понадобится определённое время, прежде чем в российском Крыму в противовес проукраинской политике прежнего состава меджлиса, бессменным лидером которого были Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров,  сформируется новая крымскотатарская элита, которая сумеет принять новые исторические реалии и выстроить правильную линию интеграции своего народа в государственное пространство Российской Федерации. Важно чтобы федеральный центр и крымское руководство создали благоприятные условия для практической реализации этой цели. Что позволит максимально минимизировать риски крымскотатарского фактора.  
Следующий пакет рисков для успешной интеграции Республики Крым в государственное пространство Российской Федерации лежит в плоскости инерционного влияния инфраструктурной зависимости полуострова от материковой части Украины. Речь идёт о привычных поставках с материка Украины электроэнергии, угля, днепровской воды и продовольствия. К этому также следует добавить блокаду со стороны Украины исторически сложившихся транспортных коридоров, по которым помимо грузовых перевозок осуществлялись перевозки пассажирские. К сожалению, нынешняя ситуация на Юго-Востоке Украины не способствует разблокированию транспортных коридоров, что негативно сказывается на объёмах поставок в Крым многих видов традиционных товаров, а также на снижении прежних пассажиропотоков.
В этом плане можно приводить немало конкретных примеров. Но мы ограничимся лишь одним показательным примером. В 2013 году исполнилось 50 лет Северо-Крымскому каналу, благодаря которому в советское время степной Крым удалось превратить в край садов и виноградников. В итоге до 60 процентов крымского ВВП приходилось на агропромышленный комплекс, который по этому показателю входил в пятёрку самых развитых регионов Советского Союза.
Нужно также отметить, что 80 процентов потребляемой полуостровом питьевой воды традиционно поступали через Северо-Крымский канал. Понимая его стратегическую значимость, руководство Украины сознательно заблокировали поставку днепровской воды в Крым, рассчитывая на возникновение непреодолимых в этом плане трудностей и проблем. Пока в результате такой блокады фактически «убиты» рисоводческие хозяйства на севере Крыма. Все остальные отрасли сельского хозяйства на полуострове пока выстояли благодаря относительно благоприятному с точки зрения прошедших дождей лету.
Однако процесс накопления негативных последствий блокады Северо-Крымского канала нарастает и уже в настоящее время может достичь критических значений в обеспечении Республики Крым и города Севастополя питьевой водой. Так водохранилище вблизи Севастополя имеет запасов питьевой воды лишь 14 процентов от потребностей, а Симферопольское – на 22 процента. Не лучшим образом обстоят эти проблемы и в других городах и населенных пунктах. Это при том, что и в благополучные годы около 250-ти крымских сёл и посёлков жили за счет подвоза питьевой воды.
Между тем совсем недавно губернатор Херсонской области на территории, которой находится дирекция Северо-Крымского канала, в очередной раз цинично заявил, что Украина готова продавать Крыму днепровскую воду по цене один евро за кубический метр. Если учесть, что за сезон через Северо-Крымский прокачивается до   миллионов кубометров днепровской воды, то станет вполне очевидной и понятной истинная цель подобных заявлений.
Стратегической целью пришедших ныне к власти в Украине националистических сил по отношению к Крыму является их неуёмное желание сделать неподъёмным для России содержание полуострова за счет государственного бюджета и не допустить преодоления инфраструктурной зависимости экономики полуострова от материковой Украины. Подобная стратегия не лишена определённого смысла и требует от России принятия адекватных сложившейся ситуации ответных мер.
Как бы там ни было, но процесс интеграции Крыма в российское пространство несёт новые смыслы в поиске ответных мер на внешние вызовы и угрозы, вызванных историческим возвращением полуострова в состав Российской Федерации. Важно, чтобы этот процесс способствовал усилению военно-политической мощи России, а не ослаблял её экономические возможности как внутри страны, так и на международной арене. Именно с этих позиций мы и рассматриваем особенности  и риски интеграции Крыма в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации. В настоящем докладе обозначены лишь некоторые из них.

Не теряет своей злободневности, только усиливается значение проблемы роста производительности труда. Согласно статистическим данным, вышеуказанный показатель продолжает оставаться низким по сравнению с его значением в развитых странах.  
В экономике наблюдается новое явление — низкий уровень безработицы (5,4% в 2014 г.), опережающий рост доходов над производительностью труда при торможении темпов роста экономики. Учитывая сокращение численности занятых, в будущем это может усилить давление на рынок труда (по занятости и заработной плате). Все более очевидной становится необходимость технической и организационной модернизации производства.
Для резкого повышения конкурентоспособности российских товаров данного снижения недостаточно, однако оно может негативно повлиять на тех, кто вовлечен в цепочки технологической кооперации, т. е. все происходящие в экономике события всегда имеют неоднородную природу и неоднородные последствия. Поэтому их всегда следует рассматривать многомерно и с учетом оптимального решения приоритетных задач, стоящих перед страной.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости новой архитектуры для модернизации экономики России. Новая индустриализация, разворачивающаяся в России, естественно, охватит и ее новые субъекты — Республику Крым и город Севастополь. И здесь будут модернизированы действующие предприятия. На новой технологической базе будут возведены новые объекты, исходя и из потенциала и народнохозяйственных потребностей Республики Крым и города Севастополь, и из потенциала народного хозяйства Российской Федерации в целом с учетом диалектики целого и части как органически единой системы. Переход на инновационный путь развития должен коснуться всех сфер общественной жизни и качественно изменить социально-экономический облик Республики Крым, уровень жизни ее населения. Взаимная индукция во всех сферах деятельности должна обеспечить поступательный рост и устойчивое развитие.
 

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной особенностью интеграции Республики Крым в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации является то, что этот процесс осуществляется в условиях эскалации военно-политического и торгово-экономического противостояния Запада в отношении Российской Федерации. Причем именно возвращение Крыма в состав Российской Федерации было использовано Западом в качестве главной причины оправдания этого противостояния.
Одной из особенностей крымской ситуации является нежелание крупных (а теперь, как оказалось, и небольших) российских банков распространять свою деятельность на полуостров. Эксперты связывают это с существующими рисками оказания на них давления со стороны Запада. «Промрегионбанк» закрыл единственный кредитно-кассовый офис в Симферополе, который проработал всего два месяца. И это несмотря на то, что руководство банка связывало с вхождением в Крым большие надежды на развитие своего бизнеса. О серьезности намерений свидетельствовало и то, что 18 сентября «Промрегионбанк» объявил о вступлении в Торгово-промышленную палату Крыма.

Добавим, что из крупных российских банков сегодня на территории Крыма работает лишь банк «Россия», а также «Российский национальный коммерческий банк», которые и так находятся под жесткими западными санкциями.

Именно санкции сегодня серьезно препятствуют вхождению Республики Крым и Севастополя в социально экономическое пространство России. Такое мнение высказали участники прошедшего в начале октября в Ялте форума торгово-промышленных палат «РосКрымИнвест». Крупные сетевые торговые организации, банки и другие структуры не спешат в новый регион из-за боязни санкций. Кроме двух уже упомянутых банков, из федеральных сотовых операторов отважился прийти лишь МТС. Правда, есть непроверенная информация, что и он планирует отступить. Другие бизнес-структуры лишь присматриваются к Крыму и намерены войти на полуостров под измененными названиями (опять же из-за санкций). В вследствие сложностей с доставкой, в крупных супермаркетах на полуострове ассортимент продуктов уменьшился, в небольших магазинчиках преобладает контрафакт из Украины. 

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авладеев А. А. Уточнение понятий «экономическая интеграция» и «принудительная экономическая интеграция» / А. А. Авладеев // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 260-263
  2. Апокип А.Ю. Мировая экономика в долгосрочной перспективе: цели и задачи субъектов // Вопросы экономики. - 2012. - № 6. – С. 35 - 37
  3. Бабурин С.Н., Муетян М.А., Урсул А.Д. Глобализация в перспективе устойчивого развития. - М.: Магистр, Инфра-М, 2014. – 217 с
  4. Барановский  В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. - М.: Юринком, 2013. - С. 112
  5. Бляхман Л. С. Три цвета экономического времени: свершения и проблемы российской экономики. — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2011. — 247 с.
  6. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник, под ред. Е.Ф. Прокушева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012 .- 527 с
  7. Глобальное экономическое регулирование: учебник / В. Н. Зуев [и др.]. – Москва: Магистр, 2011. – 573 с
  8. Мау В. В ожидании новой модели роста: социально-экономическое развитие России в 2013 г. // Вопросы экономики, № 2, 2014 г. — С. 4–32.
  9. Миронов В., Канофьев В. Грозящая рецессия и как с ней бороться: эмпирический анализ российских реалий и мирового опыта // Вопросы экономики. № 1, 2014 г. — С. 78–107.
  10. Петров В.К. Проблемы интеграции Крыма и Севастополя в экономическое пространство РФ// Политическое образование, 07.11.2014
  11. Пономарева А., Кпивепцева Л., Томилов П. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Юнити-Дана, 2014. – 291 с
  12. Почекина, В. В. Мировая экономика: избранные научные труды / В. В. Почекина. – Минск: Право и экономика, 2010. – 684 с
  13. Рязанов В. Деглобализация или регулирование вместо дерегулирования // Экономист. - 2014. - № 10. – С. 48 – 51
  14. Фаминский, И. П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина XX — начало XXI в.): учебное пособие / И. П. Фаминский. – Москва: Магистр, 2014. – 668 с
  15. Шишков Ю. В.  Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. - М.: НП «III Тысячелетие», 2011. С.17.
  16. Экономика Европейского союза: учебник / [Р. К. Щенин и др.]. – Москва: КноРус, 2012. – 558 с
  17. Hettne, Bjorn and Soderbaum, Fredrik. The future of regionalism: old divides, nefrontiers / Bjorn Hettne and Fredrik Soderbaum // Regionalisation and Global Governance: The taming of globalization? Ed. by Andrew F. Cooper, Christopher W. Hughes and Philippe 
De Lombaerde. — Routledge, London and New York, 2013. — P. 63
  18. Molle W.  The Economics of European Integration. Theory, Practice, Policy. Aldershot, Ashgate, 2011. С. 4, 18
  19. Буторина О. Понятие региональной интеграции: новые подходы. – URL: http://www.polit.ru/article/2006/04/10/butorina/
  20. Воскресенский А. Д. Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. – URL: http://gendocs.ru/v25562/
  21. Доклад заместителя Председателя Общественной палаты республики Крым Александра Форманчука «Особенности и риски интеграции Республики Крым в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации» на Международной научно-практической конференции на тему «Евразийский экономический союз: успехи и проблемы реализации», организованной Российским институтом стратегических исследований в Симферополе [Электронный ресурс]: http://www.opcrimea.ru/mneniya/osobennosti-i-riski-integracii-respubliki-krym-v-politiko-pravovoe-i-socialno-ekonomicheskoe-prostranstvo-rossijskoj-federacii.html
  22. Кондратьев С. В. Агибалов С. В. Крым: снова с Россией. — Режим доступа: http://fief.ru/news/read.448.htm

 

Борис Федосимов, генеральный директор АО "Холдинг "Люди Дела"


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Существует потребность в регулярной проверке качества работы сотрудников

Существует потребность в регулярной проверке качества работы сотрудников

Подробнее показать все »

Проекты

2011

Система контроля качества REDERPOLL для "Международного Банка Азербаджана"

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 12.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

ЦБ предостерег компании от обхода антисанкционных мер

Некоторые компании без разрешения переводили денежные требования в неденежные, говорят эксперты

Подробнее показать все »